el tacto

El territorio de la Folía

"...et vous allez de folie en folie". (J.-B. Molière. "Le Bourgeois gentilhomme")

Previous Entry Share Next Entry
Александр Маноцков. "Когда я вырасту большой" (folía)
el tacto
saucejo
Имя композитора Александра Маноцкова, думаю, известно большому числу читателей этого журнала.
Диапазон творческих интересов  А.М. достаточно широк и охватывает собой как церковную музыку, так и авангард, и рок-музыку.
Потому кажется как неожиданным, так и закономерным творческий интерес А.М. к  фолии.

В одном из недавних интервью А.М. так отозвался об одном из своих произведений, в основу которого легла украинская колядка с фолийной темой "Не плачь, Рахиле":

"Если говорить о сочинении из последнего концерта, под которым подписываюсь я сегодняшний, это «Фолия», написанная на одну из самых известных тем в истории музыки. «Необарокко» в данном случае – это только обманный фасад. Главным ее содержанием является не «красивость», а то, что происходит с мелодией: вторжение временного тонального принципа в принцип звуковысотный. Там есть эпизод, в котором звучит многослойный пропорциональный канон, – все играют одну и ту же тему фолии в разных временных увеличениях и уменьшениях в точном соответствии с тем, на какой высоте она проходит. То есть ритмическая модуляция приводит к звуковысотной естественным путем, ну как если бы скорость пленки увеличили в магнитофоне. Или гармоническая последовательность, как бы с постоянными модуляциями, но, на самом деле, неизменная: звуковой процесс, который происходит «внутри музыки», «не знает», что он модулирует в связи с изменениями времени. Как и мы, находясь внутри времени, не осознаем, с какой скоростью оно течет".

И хотя "Фолия" для струнных в полной версии пока не выложена в сеть, с изложением вечной темы в интерпретации А.М. можно познакомиться в его другой композиции, созданной на стихотворение Александра Введенского "Когда я вырасту большой".
По сути, этот оригинальный эксперимент уникален уже тем, что в нем впервые встречаются фолия и поэзия обэриутов.
Кроме того, одно из известнейших произведений Александра Введенского в сочетании с вечным тетрахордом и неповторимой интонацией в исполнении композитора приобретает особый смысл, где встречаются тема странствия и внутренней свободы как сознательного выбора и, одновременно, состояния бесприютности, что, само по себе, присуще природе фолии и является одной из ее многочисленных граней.

Особую признательность за знакомство с творчеством Александра Маноцкова и его фолиями автор этих строк выражает прекрасной annesol .

Александр Маноцков. "Когда я вырасту большой"



Исп. Александр Маноцков и "Courage Quartet"


Когда я вырасту большой,

Я снаряжу челнок,
Возьму с собой бутыль с водой
И сухарей мешок.

Потом от пристани веслом
Я ловко оттолкнусь,
Плыви, челнок! Прощай, мой дом!
Не скоро я вернусь.

Сначала лес увижу я,
А там, за лесом тем,
Пойдут места, которых я
И не видал совсем.

Деревни, рощи, города,
Цветущие сады,
Взбегающие поезда
На крепкие мосты.

И люди станут мне кричать:
«Счастливый путь, моряк!»
И ночь мне будет освещать
Мигающий маяк.
                                Александр Введенский (1904-1941)
 


  • 1
Спасибо! Я утащу в группу вк со ссылкой?

Разумеется!
Буду очень рада, если кому-нибудь это тоже интересно. :)

Я не могу отделаться от ощущения, что это на самом деле какое-то загробное путешествие :)

Нет, Анечка, у меня совсем таких ассоциаций не возникло.
Скорее, вот с чем: http://www.youtube.com/watch?v=KgMrvsdHYo0

:)

Да, с Бетховеном тоже, а еще с церковной музыкой. Поэтому, наверное :)

Тут автор уточняет, что это вообще стихира 6-го гласа в чистом виде

С днём рождения, и всего самого лучшего!

Спасибо огромное за поздравления и пожелания! :)

С Днем рождения и с Праздником урожая! Обильных духовных плодов и новых цветов вдохновения!


Ох! Огромное спасибо за столь прекрасное и изысканное поздравление!

И снова с праздником! Всего лучшего Вам да прибудет!


Спасибо огромное!

  • 1
?

Log in